Суздаль « История « Суздаль (А.Д. Варганов) « Суздаль купеческий


Суздаль купеческий


Купечество Суздаля в середине XVIII века составляло 1640 человек. Из них немалая часть была «богатством, средствами даже убога», а многие занимались больше огородами. В своих торговых делах они встречали сильную конкуренцию помещичьих и дворовых крестьян и самих помещиков.

В своем наказе депутату купцу Матвею Ивановичу Бибанову, посланному от Суздаля в комиссию о сочинении проекта нового уложения, купцы просили: «чтобы крестьянство от того торгу всячески отвратить и повелеть их свое рукоделие, т. е. пашню пахать, а торгующих крестьян повелеть записывать в купечество, чтобы помещики «сожалели оных», и через тоизбавимся от своей бедности и стыда от счастливых европейских купцов».

Суздальское дворянство было малоземельно. В своем наказе, доставка которого была поручена воеводе графу А. И. Толстому, они жаловались на частые порубки леса крестьянами, на пожатый или потравленный, потолченный или сожженный хлеб на корню и сенные покосы. Оно просило правительство по их жалобам «скорее чинить произвождение... и без волокиты. Злодеев (крестьян. — А. В.) подлежащих смертной казни, отсылать в Нерчинск на работу и на поселение. Крестьянам же, причиняющим злодеяния, смертные убийства своим помещикам и надругательства, и таковым злодеям приумножить истязания и поделом их достойного воздания».

Все эти «нужды» показывают сложившиеся к тому времени взаимоотношения между купцами, помещиками и крестьянами.

Еще более острые противоречия во взаимоотношениях складываются в монастырских вотчинах. Крестьяне, задавленные гнетом поборов и бесчинствами дьяков и старост, протестуют против действий монастырской администрации. Так, в 1730 году из вотчины Спасо-Евфимиева монастыря монастырские сборщики были изгнаны. В 1761 году крестьяне восстали в с. Федоровском.

Социальные противоречия в значительной степени обострились после реформы 1764 года, когда Екатерина II отобрала у монастырей часть землевладений с крестьянами и передала их в Коллегию экономии, откуда они щедрой рукой раздавались дворянству.

Усилившаяся эксплуатация привела к бегству крестьян в Симбирский и Пензенский уезды, на Яик, в лагерь Емельяна Пугачева. В 1770 году из вотчин суздальских монастырей сбежало более 2000 человек.

К этому времени относится организация специальной государственной тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, «обновить» которую выпало на долю пойманным вотчинным крестьянам, принимавшим участие в восстании Емельяна Пугачева.

К концу XVIII века сложился архитектурный ансамбль Суздаля. Старые деревянные церковные здания заменяются каменными. Появляются каменные купеческие дома. Они белеными фасадами выделяются среди серых деревянных домов простых горожан.

В 1788 году правительством Екатерины утверждается новый план города, расчерченный строгими прямоугольными кварталами и прямыми улицами. Понятие «город» значительно расширяется. В него уже входит не только старое, основное ядро — кремль Суздаля и его посад — острог, окруженные земляными «иррегулярными крепостными валами», но и монастыри с их старыми ремесленными слободами, получившими название предместий, большая часть жителей которых была уже приписана к посаду.

Торговля велась в деревянном Гостинном дворе, в котором размещалось 138 лавок. При домах мелких торговцев было еще 26 лавочек.

Из промышленных предприятий в городе имелись небольшие заводы: 17 кожевенных, 3 кирпичных, 7 солодовенных и одна шелковая фабрика. Под древним земляным валом и при въездах в город при дорогах располагалось 14 кузниц, а на перекрестках городских улиц, занимая видные места, стояло 12 питейных домов — кабаков. Среди этих низеньких деревянных построек высились 34 приходские церкви и 4 монастыря — Спасо-Евфимиевский, Покровский, Ризположенский и Васильевский.

Главная улица, ведущая из кремля на торговую площадь, была покрыта деревянным настилом — мостовой. Сама торговая площадь с огромными деревянными рядами во избежание грязи была поднята на высокие ряжи с деревянным бревенчатым настилом. Множество кривых улиц, переулков и тупиков, непролазных в осеннее и дождливое время, причудливой сетью покрывали старый посад. Они сходились в местах бывших ворот Острожного вала и вновь расползались в разные стороны к монастырям и предместьям.

Названия улиц обычно происходили от фамилий или прозваний богатых,. зажиточных людей, проживающих на улице, или от названия церкви, к которой или мимо которой шла улица. Так, от фамилий купцов получили свое название переулки: Лужнов, Лыков, Мыльников, Изюмов, Пухов, Козловитин, Орехов и др., от церквей улицы: Никольская (ул. Фрунзе), Варварская (ул. Крупской), переулки: Цареконстантиновский, Воскресенский и другие, уже не существующие.

Осуществлять екатерининский план переустройства города суздальцы начали с прокладки большой улицы — от Владимирской до Ярославской заставы. Вновь строящиеся дома на стороне Пинаиха (ул. Ленина до моста) ставились в одну линию до реки Каменки, через которую был построен мост, выводивший на посад. Здесь, ликвидировав путаную сеть улиц и тупиков, большую улицу продолжили до Воскресенской церкви. Затем, несколько повернув к северо-западу, прорезав на своем пути кладбище, острожный вал и овраг Нетеку, через который был устроен деревянный мост, она соединилась около Ризположенского монастыря с Ярославской дорогой. Так образовалась теперешняя улица Ленина. На обоих концах этой улицы были поставлены каменные обелиски — заставы.

Другой улицей, проложенной по плану 1788 года, является Васильевская.

В начале ее от Воскресенской церкви был ликвидирован огромный путаный лабиринт мелких улиц и переулков, покрывавших в этом месте посад. Новая улица, прямая и широкая, ориентировалась на восток, к Васильевскому монастырю. При выходе из посада она прорезала старый острожный земляной вал и овраг Гремячку, что привело к образованию прудов в северной части оврага. Таким образом, старый Нижегородской тракт был «благоустроен».

В 1796 году была учреждена Владимирская губерния, а Суздаль «определен» в уездный город. Утверждается древний герб города, изображающий белого сокола на синем фоне. Правящая церковными делами епархия была переведена во Владимир. Последний суздальский архиерей епископ Виктор в 1799 году покинул город.

Огромное здание архиерейских палат было передано для размещения в нем духовной семинарии с учреждением «бурсы», т. е. общежития для «казеннокоштных учеников». Многие помещения, которые не могли быть заняты под семинарию, захватили различные учреждения. Северная часть здания, в которой помещался роскошный вестибюль архиерейского дома, была обращена в квартиры соборного духовенства. Хозяйственные склады и кладовые архиерейского дома переданы в аренду суздальскому купечеству и использовались под склады. Все эти приспособления исказили до неузнаваемости архитектурный облик роскошных палат суздальских иерархов.

Суздальские патриоты бережно относились к находящимся в помещениях палат предметам. Так, в палатах со времени их постройки и до сих пор сохраняются расписные изразцовые печи.

Суздальцы — старожилы памятуют о замечательных людях, когда-то обучавшихся здесь. Не изгладились из памяти имена Д. И. Виноградова — русского химика, изобретателя русского фарфора, М. М. Сперанского — крупного общественного и политического деятеля начала XIXвека.

Суздальцы могут гордиться и тем, что одним из первых в мире людей, побывавших в Антарктике, при ее открытии в 1819-20 гг. в экспедиции капитана Беллинсгаузена и владимирца лейтенанта Лазарева, на шлюпах «Мирный» и «Восток», был и матрос 1-й статьи Егор Киселев, выходец из Суздаля. Матрос Киселев отличался природным самобытным умом и большим опытом в морских делах. Во время плавания он вел дневник, записи в котором поражают проницательностью и наблюдательностью.

Став уездным городом, Суздаль начинает обогащаться новыми каменными сооружениями. Так, в 1806 году вместо старых деревянных торговых рядов, по проекту губернского архитектора Алексея Вершинского, началось строительство нового, каменного Гостиного двора, окруженного роскошной галереей, на парных классических колоннах. В центре фасадной части устраиваются высокие портальные ворота, завершенные шпилем, увенчанным позолоченным соколом, гербом древнего великокняжеского города Суздаля. Строительство нового Гостиного двора было закончено в 1811 году. Это первое в городе здание в стиле «ампир», поставленное посередине главной городской, уже мощенной булыжным камнем площади.

Отечественная война 1812 года, поднявшая всю Россию на защиту Родины, всколыхнула тихую и мирную жизнь Суздаля. Наборы в ополчение, пожертвования на армию, упадок торговли и т. п. — все это тяжело отразилось на жизни города.

Война, непосредственная близость и общение с ее участниками усиливали патриотизм суздальцев. Существует предание, что движимые патриотическими чувствами суздальцы дали обещание в честь победы над Наполеоном соорудить в центре города величественный памятник победы.

В 1813 году под руководством крестьянина каменщика Кузьмина суздальцы приступили к исполнению своего обещания — закладке огромной колокольни при Ризположенском монастыре, расположенном в центре нового города. Строительство колокольни было закончено в 1819 году. Ризположенская, или, как ее называют в Суздале «Преподобенская», колокольня — своеобразный памятник архитектуры. Она выполнена в классическом стиле — четырехярусная, с колоннами. Уменьшающиеся кверху ярусы усиливают перспективу и подчеркивают стремление колокольни ввысь. Верхняя часть ее, завершенная одиннадцатиметровым шпилем с крестом, как бы теряется в высоте. Фасады здания были окрашены в охру с выделением колонн, пилястр и карнизов белым цветом. Высота колокольни — около 65 метров, а со шпилем — 72 метра.

Преподобенская колокольня не только памятник победы, но и символ нового города, объединившего к себе как старые части — кремль и посад, так и новые — присоединенные к городу монастыри с их древними слободами и предместьями. Эта колокольня перенесла композиционный архитектурный центр города на новое место и несколько нарушила силуэт древнего города.

Примерно к этому же времени относится сооружение зданий для общественных торговых весов на площади, так называемой таможни ломбарда (в настоящее время кафе-погребок). Позднее западную часть его надстроили и приспособили под городское училище (ныне школа №1).

В 1834 году строится здание «Присутственных мест», в котором особое отделение предназначалось для полицейского управления с тюремными казематами (в настоящее время его занимаетотделениегосударственного банка).

Разбогатевшее купечество тоже вносит вклад в строительство города. Купец Блохин на свои средства сооружает здание богадельни, получившее название Блохинской (ныне в нем помещается профтехучилище). Купцы Жинкины, Жилины, Назаровы, Грязновы, Фирсовы и другие застраивают новую Большую Ярославскую улицу каменными домами, разнохарактерными по архитектуре.

Суздальская городская управа в середине XIX века построила на Большой улице здания Вихревского женского приюта (ныне детский дом № 3), Шишкинского приюта для сирот-мальчиков и школы (ныне ветеринарная лечебница), а также здание Суздальской уездной земской управы (ныне амбулатория).

Городская управа помещалась в каменном двухэтажном доме в кремле. Рядом с ней располагался деревянный пожарный двор с сараем для инвентаря. Ныне существующее здание с каланчой построено в 1890 году. Для народных гуляний был открыт городской сад, на месте которого ранее находились соляные амбары. Так постепенно Суздаль приобретает черты дошедшего до нас города.

Жители Суздаля занимались огородничеством и садоводством. По преданию, еще в XI веке Владимир Мономах привез с юга на суздальский чернозем вишни, и с тех пор здесь появился свой местный сорт вишни. Владимирская и Суздальская вишни действительно славились по всей округе. Изобильные урожаи ее приносили большие доходы суздальцам. Вишневый сок, выжатый в специально изготовленных станках, отправлялся в бочках на ликерные заводы Москвы; суздальский хрен, ароматный, душистый и крепкий, доставлялся в Петербург, для царского стола и вывозился за границу.

Суздальцы сумели вывести и свои местные сорта яблок — семеновка, зеленовка, суздальский анис, антоновка, боровинка, белый налив. Фамилии таких садоводов, как Кувшинниковы, Пуховы, Светильниковы, Ждановы, и другие были известны далеко за пределами Владимирской губернии.

Суздальцы занимались и художественно-ремесленным производством. Высокого мастерства в чеканке серебра достигли кустари Шерстневы, Жилины, Ананьины, Шершенины, Хохряковы. Работы чеканщика М. П. Шерстнева демонстрировались на Парижской выставке. Иконописцы Егоровы, Хлебниковы, Обменины, резчики по дереву Лукичевы, Курбатовы выполняли самые сложные ажурные работы в любом стиле. Все они выполняли заказы церкви. Благодаря их высокому мастерству, внутреннее убранство суздальских церквей, особенно роспись и резные иконостасы, превосходило убранство столичных храмов.

Процветало и златошвейное искусство и специальное тканье узорчатых холстов и скатертей. Суздальская строчка до сих пор характеризуется тончайшей высокохудожественной работой. Все эти виды искусств существуют и до сих пор в селах бывшего Суздальского уезда — Палехе, Мстере и Холуе. Художники сохраняют свою ювелирную технику и формы выражения, заменив старое содержание новой, современной тематикой.


«

»