Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Май


Когда заборы стали большими

Юрий БЕЛОВ /


Стоят соборы и заборы,
Одноэтажные дома…
Не городской,
а сельский город,
Но в нем
история сама!..

Так писал в стихотворении о Суздале талантливый московский поэт Николай Глазков. Он любил строить свои поэтические образы на контрастах, на совершенно неожиданных сравнениях и рифмах. Своеобразие города Суздаля заключалось в обилии деревянных домов, над которыми возвышались храмы и колокольни – памятники архитектуры и старины, то, что прежде всего манит к себе туристов, которые “хотят увидеть город странный, забавных линий и углов, где этажи высоких зданий не заслоняют куполов”!

После 1967 года Суздаль очень сильно изменился: главные архитектурные памятники и ансамбли отреставрированы, на северо-западной окраине построен современный туристский комплекс (ГТК), высота зданий которого “не заслоняет куполов”. После известных событий 1991 года изменения продолжились, но, к сожалению, в худшую сторону. Неведомо как разбогатевшие люди понастроили особняков, домов, в том числе доходных, которые нарушили традиционную застройку “сельского города”, которые во многих случаях закрыли собою видовые точки. Особенно ужасен вид на город с юго-западной стороны, со стороны Всехсвятского кладбища. Недавно на краю объездной дороги, на Покровской улице, вырос двухэтажный дом, “заслоняющий” и явно портящий вид на Суздаль. Не соринка – настоящее “бревно”, бросающееся в глаза туристу; а человеку, тонко чувствующему красоту и гармонию, - ранит душу. Кто же разрешает так относиться к нашему национальному культурному наследию?

Сейчас уже многие признают, что внешнему восприятию суздальских красот нанесен существенный ущерб, что сказочно-прекрасный силуэт г. Суздаля постепенно теряет свои ценнейшие черты и привлекательность. И, что удивительно, - чуждые элементы продолжают вторгаться! Если этот процесс не остановить, то туристы просто перестанут сюда ездить.

Суздаль можно осматривать снаружи – с некоторого расстояния, как любое произведение искусства, картину например, и изнутри – с высокого берега Каменки или кремлевских валов. Очень хорошие виды на кремль с пятиглавым Богородице-Рождественским собором и заречную сторону открываются с улицы, носящей старинное и довольно редкое название – Теремки. Фактически она располагается на валах, датируемых XII веком.


На Теремках, 21.12.2008 г.

На склоне этого вала веками ничего не строилось. Было запрещено. С Теремков суздальцы и гости города любовались пейзажами, щелкали затворами фотоаппаратов. Здесь летом 1967 года режиссер Иван Пырьев снимал некоторые сцены фильма “Братья Карамазовы”. А уж про художников и говорить нечего. Вал всегда находился в городской собственности. Граница проходила у его подножия. И только в последние 15-20 лет постепенно и незаметно склон древнего вала, считающегося памятником старины, начали кусками “прихватизировать”. Владельцы частных домов на Слободской улице, тянущейся вдоль основания вала, стали поднимать заборы все выше и выше…


«Когда заборы стали большими», 2008 год

Когда заборы стали большими, в первую очередь забили тревогу жители ул.Теремки. Как это можно покушаться безнаказанно на общегородскую собственность, на общенародное достояние! Заборы не только перекрывают свет, они лишают горожан и многочисленных туристов возможности любоваться городом и его памятниками. Особенно возмутительно то, что кто-то разрешил газопровод снизу поднять наверх и протянуть его вдоль вершины вала! Ясно, что эти трубы хозяева домовладений со Слободской улице в скором времени закроют высоким забором, и тогда – прощай Суздаль!.. Теремки окажутся “в зоне”. В том, что заборы “заслонят купола”, сомневаться не приходится.


Заборы и Теремки, 21.12.2008 г.

Стоят соборы и заборы… Поэтическое очарование уходит. Появляется чувство горечи и обиды. За Суздаль. За суздальцев. За москвичей и жителей других городов, которые селятся здесь. За туристов, на пути которых встают заборы частнособственнических инстинктов и эгоизма. Возникают законные вопросы: кто разрешает строить газопроводы и заборы на валах XII столетия, куда обратиться за помощью?

Пора поставить заслон разбазариванию Суздаля как памятника градостроительного искусства. Давно пора взять под жесткий контроль жилую и прочую застройку – во имя будущего чудом уцелевшего города. Промедление смерти подобно, как говорил Петр Великий.

Юрий БЕЛОВ,
Заслуженный работник культуры России.

При использовании материала ссылка на сайт «Суздаль Онлайн» обязательна.


« Все новости Суздаля

Обсуждение на форуме »



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш комментарий может быть первым! =)