Алиса Аксенова: Суздаль теперь защищен законом | Новости Суздаля

Суздаль « Новости Суздаля « 2011 « Март


Алиса Аксенова: Суздаль теперь защищен законом

Андрей Морозов /


На днях отпраздновала свой юбилей Алиса Ивановна Аксёнова. Тем, кто имеет отношение к музейной культуре, объяснять, кто такая Аксёнова, не придётся. Первый и бессменный руководитель Владимиро-Суздальского музейного заповедника, по сути, создавшего витрину отечественного просветительского туризма, в канун своего дня рождения согласилась ответить на вопросы корреспондента «Культуры».

– Алиса Ивановна, буквально в канун вашего юбилея принят, наконец, закон о музеях-заповедниках. Ваша активная позиция по защите музейного наследия известна. Вы удовлетворены законом полностью?

– Знаете, я без ложной скромности могу сказать, что многие законы, указы и постановления, касающиеся музеев в нашей стране за последние несколько десятилетий, появились во многом благодаря опыту работы музеев Владимира и Суздаля. Что же касается последнего закона – нам пришлось довольно долго доказывать его необходимость.

Конечно, любой закон не идеален. Он – инструмент, необходимый для работы. Убеждена, что спасённый нами Суздаль с его уникальным ландшафтом сегодня, после принятия закона защищён ещё больше. Но вместе с тем остаются и вопросы, касающиеся регулирования взаимоотношений с местной властью. Мы – первый из региональных или провинциальных заповедников. И так же, как Ясная Поляна, Пушкинские горы, Бородино, испытываем постоянный прессинг местных чиновников, которые наделены правом распоряжаться землёй. И если суздальские луга мы отстояли, то вы же знаете, что происходит на Бородинском поле…

– Ваш заповедник – объект, скажем так, пристального внимания религиозных хозяйственников. Всем известно, что музеи и Владимира, и Суздаля тесно сотрудничали с РПЦ. Тем не менее и конфликты ваши с РПЦ известны…

– Давайте не будем об этом сегодня хотя бы! Скажу так: сегодня в том же Суздале хватает места для верующих. В крохотном по российским меркам городке работают 4 монастыря и 32 храма для прихожан. На мой взгляд, этого более чем достаточно. Дальнейшая передача памятников культуры приведёт уже к утрате этих объектов для просветительской деятельности музеев, её охранительной для исторического наследия функции.

– Вся ваша трудовая деятельность – это борьба с догмами, с запретами. Вначале был прессинг со стороны коммунистической идеологии, теперь всё наоборот…

– Вы знаете, мы начинали создание нашего музея в непростое, как нам тогда казалось, время. Но теперь, сравнивая 60-е, 70-е и нынешние, не рискну сказать, когда было проще.

– И всё же?

– Скажу так: несмотря на давление официальной идеологии, чиновники советского периода как-то более понимали смысл того, чем занимаются музеи. Почти всегда удавалось достучаться до здравого смысла, найти решение проблемы, удовлетворяющее и интересам идеологов партии, и хранителей исторического наследия. Сегодня с этим тяжелее.

С другой стороны, приведу пример. Часовня-усыпальница князя Пожарского в царские времена создавалась 32 года. А мы смогли воссоздать её в ХХI веке за полтора года.

– Где вы находите силы для этой борьбы, которая длится уже десятилетия?

– Как это не банально – нас такими воспитало то тяжёлое время середины прошлого века. Мы выросли убеждёнными в том, что правоту свою, правильность необходимо отстаивать до конца.

– Алиса Ивановна, а каким объектом из своего хозяйства вы гордитесь более всего?

– Не объектом! Я горжусь своим коллективом, коллективом единомышленников. Мы с самого начала работы заложили очень здоровую основу музейной работы. И смогли её все эти десятилетия сохранить. То самое, что звучит по нынешним временам странно: работать не за деньги, не за награды и признание, а по совести. И те, кто принял эти принципы, до сих пор с нами. (Улыбается.) Ну, например, мой первый водитель работает со мной до сих пор – уже 36 лет.

– Всё-таки в последнее время вам стало полегче: статус президента, наверное, освобождает от ежедневной хозяйственной рутины?

– Лукавить не буду – стало полегче. С удовольствием занимаюсь тем, на что раньше не хватало времени. Сейчас заканчиваю свою третью книжку о Суздале. О том, как заповедный город встретил третье тысячелетие. Тем более что полностью доверяю хозяйство новому генеральному директору музея-заповедника.

Но, говоря о сегодняшней деятельности, конечно, не могу сказать, что всё гладко и безоблачно. Взять те же самые новые экономические модели. Как будет музей-заповедник существовать в системе бюджетных учреждений нового типа – тех самых БУНТов? Естественно, я не могу устраниться от решения этих задач и вопросов.

Беседу вёл Андрей Морозов


Досье «Культуры»

Алиса Ивановна Аксёнова (род. 13 марта 1931) – видный музейный и общественный деятель Российской Федерации, заслуженный работник культуры России (1980), кандидат исторических наук (2003).

Окончила Московский государственный институт культуры (1954). С января 1960 года – генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Под руководством Аксёновой Владимиро-Суздальский музей-заповедник, образованный в сентябре 1958-го на базе двух небольших музеев во Владимире и Суздале, превратился в одно из ведущих музейных объединений России (55 памятников, из которых 10 вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и 47 музейных экспозиций в трёх городах).

Автор книги воспоминаний «История. Судьба. Музей». Владеет французским языком.

Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, знаком Почёта. Лауреат Государственной премии СССР (1977), Государственной премии России (2000), премии Президента Российской Федерации (2000). Награждена орденом Святой княгини Ольги III степени Русской православной церкви.

Источник: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/interview/interview0102.html?print=true


« Все новости Суздаля

Начать обсуждение на форуме »



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш комментарий может быть первым! =)